понедельник, 11 мая 2015 г.

Апрельская Элиста. День третий. Сякюсн-Сюме и Айс.

Утро восьмого дня путешествия началось с поездки на маршрутке от остановки "Айс" до Сякюсн-Сюме - старейшего хурула Калмыкии, расположенного в 6 км к северу от города.
  

Высаживают тебя в чистом поле, указывают направление - иди. Ориентир - эти ярко-желтые ворота.



Перед входом в хурул на небольшом пятачке справа есть группа из 3-х ступ. Еще недавно их было 2. Крайняя справа - самая новая и самая украшенная.


Ступа Просветления — один из восьми традиционных видов ступ. Считается главным видом среди них, поскольку символизирует цель буддистской практики – просветление, полное освобождение от всех человеческих страстей, от всего, что препятствует избавлению от страданий. Одновременно ступа Просветления считается символом преодоления всех препятствий и раскрытия всех способностей ума.


Все эти ступы перед хурулом, скорее всего, относятся к реликвариям - то есть содержат в себе пепел кремированных религиозных авторитетов в буддизме и, возможно, какие-то их вещи.

Справка: первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей античной Индии. Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка», верхняя часть головы, а также «куча камней и земли». Традиция кремировать тела после смерти привела к тому, что захоронений в обычном понимании не было - было возможным лишь сохранить пепел или несгоревшие останки. В ступы помещалось то, что осталось после кремации - так они постепенно превратились в реликварии.


Название ступа характерно только для Индии и Непала;  в Шри-Ланке применяется название дагоба, в Мьянме — зеди и пато, в Таиланде — чеди и пранн, в Лаосе — тхат, вТибете и Бутане — чортен, в Монголии — суварга; в России (Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтай) — субурган, в Китае и Вьетнаме — бао та, пагода и т. д.


Как упоминалось чуть выше, в процессе создания ступ, связанных с разными этапами жизни Будды, в традиции тибетского и индийского буддизма их сложилось восемь типов: лотоса, просветления, мудрости, схождения с небес Тушита, чудес, примирения, совершенной победы и паринирваны. Они отличаются друг от друга архитектурными деталями.


Мемориальные ступы возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, его последним рождением на земле, жизнью последующих буддийских учителей, важными вехами истории Сангхи, трагическими событиями, а также могут быть посвящены уважаемым людям.


Условно ступу Просветления можно разделить на три части:
Львиный трон — нижняя часть, исполненная в форме квадратного цоколя, образует основу для Просветления. Над ним возвышается собственно ступа, разделенная на две части:
Ступа Причин — нижняя часть, включающая четыре ступени, вазу и маленькую квадратную часть (тиб. bre), символизирует причины для Просветления.
Ступа Результатов — верхушка ступы от колец и выше, символизирующая результат пути, то есть само Просветление.

Каждый из элементов ступы означает определённые буддийские понятия.


Реликварные ступы бывают двух видов:
шарирака — ступы, построенные над телесными останками,
парибходжика — те, где реликвиями служат предметы, которыми просветленные пользовались при жизни.
Не уверена в том, какой именно тип здесь. Возможно, первый.


Молитвенные флаги (Dar Cho) — нити с прямоугольными цветными кусками ткани, иногда — с напечатанными (с деревянных досок) текстами и изображениями, предназначенные для защиты от зла и благословения местности. В горах их порой протягивают между горными пиками!


Традиция изготовления и развешивания таких флажков происходит из ритуалов религии бон. Каждый цвет флага символизирует одну из стихий — землю (жёлтый), воду (зелёный), огонь (красный), воздух/ветер (белый) и небо/космос (синий).


Между ступами и зданием хурула Алеськины любимые молитвенные барабаны :).

В прошлом для их обозначения употреблялись также наименования «молитвенная машина» и «молитвенная мельница», а практики тибетского буддизма описывались термином «молитва». Однако такой подход неточен, т.к. молитву определяют как обращение молящегося, адресованное богу или иным представителям невидимого мира, но далеко не все согласятся признать наличие обращения в чисто механическом процессе вращения барабана.


Роспись (танка/тхангка/кутханг ) на фасаде Сякюсн-Сюме. Живописцы: А. Поваев, Г. Нурова, О.Глушкова, Е. Манжеева. Типичные объекты изображения на тхангка — Будда Шакьямуни, буддийские иерархи, персонажи пантеона, житийные циклы, сюжеты бардо.


В тибетском изобразительном искусстве тхангка - это изображение, преимущественно религиозного характера, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея.



По форме тхангка восходят к индийским ритуальным изображениям и создавалась или в строгом соответствии с иконографическим текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений, а также в результате визионерской практики; использовалась в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре.


Нам повезло - хурул был открыт. После того, как в центре Элисты построили Алтн Сюме, Сякюсн-Сюме утратил свое значение Главного хурула и теперь зачастую бывает закрыт, правда и в этом случае можно постучаться в домик лам и попросить монахов открыть храм ненадолго специально для вас. Скорее всего, они согласятся.


На первом этаже расположены: вестибюль с тремя входными дверями (над входом обязательный атрибут – лани, на дверях – защитники сторон света локапалы), большой молельный зал, алтарь, в центре алтаря - большая статуя Будды Шакьямуни (3,5 м, скульптор - В. Васькин), покрытая сусальным золотом.
На втором этаже расположены библиотека, комнаты для медитации, залы для индивидуального приема.
В понедельник здесь не было никого, кроме нас и негромко бормотавших молитвы монахов на верхнем ярусе, которые, к нашему удовольствию, совершенно не обращали на нас внимания.


В хорошо посещаемых хурулах после "службы" всех верующих, которые проходят через алтарную часть и что-то, наверняка, да жертвуют, угощают на выходе всяческими конфетками-печенюшками, а в слабо посещаемых, вроде этого, конфетки-печенюшки сами лежат в большой тарелке у выхода - угощайтесь, мол, спасибо, что зашли!
Вот Алеська и угостилась конфеткой :).


Высота храма составляет 20 м, длина – 24 м, ширина – 19 м. Нижняя часть выполнена в стиле типичном для тибетских монастырей, верхняя часть выполнена в традиционном стиле восточной двухъярусной пагоды. Фронтон фасадной части храма украшен скульптурой Дхармачакры – Колеса Учения. По бокам две лани, слушательницы первой проповеди Будды.


Во второй половине апреля здесь все в цветах. Возможно, это лучшее время.


Через дорогу от хурула стоят юрты так называемого этно-кафе, которое может за небольшую плату по предварительной договоренности (видимо, надо искать телефон в сети и звонить) может организовать для ваших детей мини-зоопарк из имеющихся у них животных, покатать на верблюде или пони и запечь вам барана в его собственном желудке.
Поскольку нам ничего из вышеперечисленного не хотелось, мы поймали маршрутку, идущую из пос. Аршан и доехали до того места в Элисте, с которого начали - столовой "Айс".
Вы только посмотрите на эти цены! Бизнес-ланч за 69 рублей. Москвичам такое и не снилось. Впрочем, я и в провинции такого коммунизма прежде не встречала.


Вот как это выглядело. Жаль, что Алеська ограничилась хлебом с компотом и проигнорила полагавшийся ей тефтель, зато и бездомная кошка осталась довольна, и я не слишком огорчена.


После обеда нас ждал "Сити-Чесс", но это уже другая история :).

1 комментарий:

  1. Очень интересная экскурсия в хурул, спасибо большое!
    Очень демократичные цены, надеюсь, и вкусно было.

    ОтветитьУдалить